SWINGlife.Ru
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В СТИЛЕ СВИНГ
 
   
Хоп, Линди, Джиттербаг

Вступление

Джиттербаг/ Jitterbug (первоначальное название «хоп») впервые приобрел известность в 1920-х, хоть поначалу его популярность была ограничена районом Гарлема. Вторая часть названия - «линди» - присоединилось к «хоп» в 1927 году. Это произошло в зале «Савой», предположительно в честь перелета Чарльза Линдберга через Атлантику. Но в 1930-х, когда линди открыли для себя белые танцоры, они часто называли его именно джиттербаг. Этот танец являлся продуктом и аккомпанементом музыки – джаза, или свинга - которая, в свою очередь, корнями уходит в регтайм, диксиленд и блюз.
С первых дней появления «хопа» до середины 1930-х годов джаз, как музыкальное направление, а свинг/линди/джиттербаг – как танцевальное, в основном развивались в США афроамериканской частью населения.
Линди включает в себя не только парные танцы, но и соло, и линейные вариации, а истоки свои берет и из чарльстона (некоторые эксперты утверждают, что чарльстон состоит в родстве с Карибскими танцевальными направлениями), и из танцевальных стилей Западной Африки, и из различных европейских «сошиал» направлений, основанных на импровизации в паре во время танца.

Африка + Европа


Большинство европейских парных танцев исполняется «в вертикали»: корпус статичен от головы до бедер, все движение уходит в ноги и стопы. Салонные танцы высшего общества, также как и танцы, популярные у низшего сословия, часто исполнялись в линию, а танцоры держались за руки или стояли друг напротив друга, как в конце 19-го века. В США в танцевальных стилях британского происхождения преобладали вращения, смены, броски ногами, дополненные множеством элементов, рожденных уже в Америке.
В 18-м и 19-м веках американские плантаторы британского происхождения, жившие на юге страны, часто покупали и использовали для работ на плантациях африканских негров. Так в Америку попали традиции африканских танцев, их особый стиль – «громкие», широкие шаги. Парный же танец «лицом к лицу» не является частью традиций афро, он типичен именно для европейской вариации танцев «сошиал».
Белые американцы чувствовали свое абсолютное превосходство над неграми-рабами. Не прекращались попытки заставить афроамериканцев принять британские и европейские традиции, религию. После восстания рабов в начале 18-го века музыкальная культура африканцев в южной части Америки была практически уничтожена. Это привело к тому, что многие элементы афро стиля обрамлялись традиционной техникой британских и европейских танцев. На многих плантациях черным было разрешено танцевать и играть свою музыку только на религиозных мероприятиях, что на деле просто позволило развиваться традициям африканского танца и африканской музыки и дальше, но в контексте религии. Так, несмотря на все запреты афро стиль продолжил свое существование, и является неотъемлемой частью американской культуры и по сей день.
В развитии американского танца большую роль сыграл дух первопроходца, «пионера», живший в каждом американце. Землевладельцы в Соединенных Штатах всегда восхищались личностями, в одиночку добившимися успеха. Поэтому и африканцы-рабы, показывавшие свой талант в оригинальном танце или необычной песне, получали свою долю восхищения. Но с другой стороны, твердое убеждение белых американцев во «второсортности» черных придавало этому восхищению оттенок снисходительности и равнодушия. Такая двойственность в отношении сохранялась на протяжении всей истории развития американской музыки и танца.

Варьете и водевиль


В самом начале 19-го века в Америке было очень популярно варьете. Представления проходили в шатрах или барах и включали в себя выступления певцов, танцоров, акробатов, комических актеров и номера с животными. Зрителями в варьете обычно были исключительно мужчины, ведь непристойности и грубый юмор в этих заведениях считались нормой.
Одним из видов представлений было Minstrel шоу, в котором преобладали музыкальные и танцевальные номера-пародии на афроамериканцев и их культуру. Во многих шоу выступали белые, красившие лица в черный цвет, хотя было и несколько очень популярных Minstrel шоу, исполняемых черными.
Чуть позже несколько продюсеров шоу на северо-востоке развили идею варьете-шоу для «семейного просмотра». Исключив из этих шоу скабрезные шуточки, ругательства и сексуальный подтекст, они создали водевиль. До 1920-х в водевилях играли исключительно белые актеры, иногда раскрашенные в черных для песен и танцевальных номеров (хотя пародийные номера афроамериканцев принимались и поощрялись). Черным же было разрешено посещение шоу в определенные дни, и обычно только на места на балконах. Кроме того, черные артисты работали в Minstrel шоу, в шатрах, в залах гораздо меньшего размера, чем хорошо оплачиваемые залы для водевилей. Однако, несмотря на недостаток признания у черных актеров, развивающаяся культура 20-го века продолжала испытывать на себе влияние афроамериканских традиций.

Кейквок


Предположительно кейквок/ Cakewalk был первым и наиболее популярным танцем, который вобрал в себя африканские, европейские и американские традиции. Изначально кейквок - это соревнование на плантациях между черными рабами, главный приз которого - кусок торта (отсюда и название, буквально означающее «тортовый шаг»). Судейство осуществлялось владельцами плантации, которые выбирали лучшего, по их мнению, танцора, который вместе с семьей становился победителем. Чтобы как можно больше понравиться судьям, танцоры заимствовали элементы даже из ирландского джига и рилза. Кроме того, значение имела оригинальность танца, поэтому лучшие исполнители кейквока включали в свои выступления движения из африканских танцев, которые плантаторы считали экзотическими и интересными.
Через какое-то время кейквок стал своего рода официальным танцем среди черных американцев. Его танцевали на многих общественных мероприятиях под аккомпанемент музыкантов, исполняющих новый регтайм и диксиленд. Вслед за черными и белые начали танцевать его на своих вечеринках и общественных мероприятиях. Когда черные американцы увидели этот европейский кейквок, они обогатили свой танец позаимствованными из него новыми элементами, и в результате в 1890-х родилась новая, более популярная и окончательная версия кейквока.
В начале 1920-х уже было множество танцев, схожих кейквоком, популярных в больших городах Соединенных Штатов, и рожденных именно афроамериканской культурой. Самые известные из них: чарльстон, линди хоп и группа танцев, называемая Big Apple .

Линди хоп становится знаменитым


Чарльстон/ Charleston совместил в себе типичную для европейских танцев позицию партнеров и движения, свойственные танцевальным традициям Африки. Другие танцы, которые обычно называли регтайм, также совмещали в себе эти два начала, но только чарльстон стал поистине популярным танцем, который можно было назвать именно американским.
Перед началом Первой мировой войны существовало довольно много афроамериканских танцев (как кейквок), которые были представлены европейско-американскому обществу Верноном и Ирен Кастл и другими танцорами этого направления. Но чарльстон стал первым танцем, приобретшим известность повсеместно в Соединенных Штатах. Отчасти этому способствовали такие изобретения, как радио, фотография и немое кино. Если изначально чарльстон был главным развлечением Нью-Йорка, Филадельфии и Чикаго, то буквально через несколько недель он уже сводил с ума жителей Индианаполиса, Индиана или Атланты, Джорджия. К 1925 году чарльстон танцевали по всей стране.
Практически сразу вслед за чарльстоном родились линди хоп/ Lindy Hop и биг эппл/ Big Apple . Считается, что биг эппл зародился на юго-востоке Соединенных Штатов. Он представлял собой последовательность афроамериканских шагов, таких, как Shorty George , Boogie Legs , the Scarecrow и Truckin '. Предположительно биг эппл был открыт непрофессиональными танцорами с северо-востока страны. Они путешествовали по штату Каролина, и, проезжая мимо одной церкви, через открытую дверь увидели новый и очень необычный для них танец. Они решили нанять одного танцора, чтобы он приехал в Нью-Йорк преподавать этот танец, который и стал известен как биг эппл.
Но сейчас забудьте про чарльстон и биг эппл. Линди хоп был и остается самым популярным танцем в Соединенных Штатах. Он не имел себе равных по популярности с 1935 по 1960 гг., породил множество разных стилей и до сих пор танцуется везде в США. В конце 20-х его развивали молодые танцоры из Гарлема, и результатом их деятельности стала танцевальная мания национальных масштабов. А джаз в исполнении Биг Бэндов превратился в 1935 году в национальную американскую музыку.
Многие танцоры-родоначальники линди хопа были черными. Но интересно, что зал Савой, для многих являющийся домом линди хопа, был объединенным. Конечно, можно спорить о значении этого факта в истории развития линди хопа, но кто знает, превратился бы линди в один из самых популярных и известных «сошиал» танцев в мире, если бы не то, что Савой был открыт как для белых, так и для черных танцоров.

Линди и «общество»


«Сошиал» танцы (а линди именно такой) были способом выражения внутреннего понимания музыки. Они позволяли показать координацию, силу, способность слышать мелодию. Еще одно преимущество танца перед другими возможностями самореализации в обществе – дозволенность и легкость физического контакта на самом начальном уровне знакомства.
Линди допускал невероятную для того времени свободу в отношениях между мужчиной и женщиной. В 20-30-х годах многие считали, что он радикально изменяет саму структуру общества. Линди добавил несколько ярких штрихов к человеческой сексуальности и внутренней свободе, которую стало принято открыто выражать в «бурные 20-е». Пары исполняли трюки, во время которых партнеры пропускали партнерш между своих ног, заставляли взлетать женские юбки высоко в воздух, подбрасывали партнерш и сажали их себе на талию, крутили их вокруг себя. За такое неповиновение общепринятой морали линди подвергался нападкам как сексуально опасный, представляющий угрозу моральной устойчивости общества и т.д. и т.д.

Характер линди


Судя по многочисленным источникам, включая фильмы того времени, ранние версии танца отличались скоростью движений ног, в сочетании исполняемыми парой фигурами – вращениями, подбрасываниями в воздух, брейками, когда два танцора расходились и выполняли состоящие из последовательности шагов комбинации, знаменитые своим свободным стилем (чтобы увидеть такой линди хоп, посмотрите сцены танцев в конце фильма « The Day at the races », « Helzapoppin » и документальный фильм « Watch me move »)
Линди состоял из элементов, которые часто делились на куски из шести или восьми битов, с шаговыми вариациями, ограниченными лишь фантазией танцующего и его стремлением тренироваться. В 20-е и в начале 30-х годов в танцевальных залах появился постоянный круг танцоров – The Cats ' Corner в зале Савой – и когда начинала звучать быстрая музыка линди, обычно большинство людей освобождало центр зала для этих молодых людей, чтобы они продемонстрировали свое мастерство. Каждый зал имел своих ведущих танцоров, и каждая такая группа обладала своим собственным стилем. Конкуренция была жесткой, и если танцоры из одного клуба замечались в том, что «крадут» танцевальные элементы – изобретения - танцоров другого, то считалось вполне нормальным решить спорный вопрос с помощью драки между клубами в коридорах тех же танцевальных залов.
До 1935 года, когда Бенни Гудман осуществил свое поистине триумфальное турне через всю страну, линди хоп преимущественно танцевался черными танцорами в Гарлеме. Но в 1935 свинговая музыка лавиной обрушилась на страну, и линди, джиттербаг или свинг – называйте, как хотите – стали танцевальной манией, навсегда изменившей американский танец.



(с) http://www.bobethomas.com

Оригинальный текст Bob Thomas
Перевод Елены Волосовой
Литературный редактор Елена Горелик



X